31 мая празднуется день адвокатуры Российской Федерации. В рамках этого события мы решили поговорить с одним из самых старейших адвокатов Якутии, вторым Президентом Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) Прокопием Васильевичем Павловым.
Прокопий Васильевич, расскажите как прошло детство?
Мой отец погиб во время Великой Отечественной войны. Он был охотником, грамотой не обладал. Мать нас четверых. Мы прошли и голод и холод как и многие в те годы. Когда я окончил семь классов Амгинской средней школы хотел пойти в горный техникум в Алдан, как старший брат. Но Мать сказала «Ты туда не пойдешь, будешь учится на прокурора».
В итоге Вы так и получилось…. Расскажите какой ВУЗ Вы заканчивали?
Я закончил Свердловский юридический институт 1967 году. Начал свою карьеру старшим следователем в прокуратуре г.Якутска и после перешел в МВД Якутской ЯАССР. Оттуда ушел на гражданку по приглашению Райкома партии 1982 году. Проработал год в Верхневилюйске в управлении сельского хозяйства начальником отдела кадров, после перешел в адвокатуру ЯАССАР. В то время председателем Якутской адвокатуры был Лукин. Недолго поработал решил вернутся на гражданку. После развала Советской власти я решил вернутся в адвокатуру. Вообще работать в Советские годы было сложно. В Верхневилюйске я был один адвокат, знаю что в Нюрбе тоже был один адвокат. Платили очень мало, все деньги шли через кассу в Якутске, мы получали заработную плату. Отказаться от дела было нельзя. Суды в основном были выездные собирали много народу в залах как в фильмах. Это делали для профилактики, чтобы доносить до населения информацию о вреде антисоциального поведения. Но качество адвокатуры было намного выше. Все адвокаты были начитанные, грамотные, принципиальные.
Как Вы можете охарактеризовать адвокатуру 90-х годов?
В те годы сначала мы работали по «лицензии» налоговой инспекции. Тогда адвокатов было мало. Из моих знакомых адвокатом была только Осипова Эмма Иннокентьевна с которой мы начинали работать в прокуратуре. Кроме того, существовала параллельная адвокатура. То есть единой палаты не было. Появилось много мошенников которые сильно подмочили репутацию адвокатуры. В середине 90-х Юрий Георгиевич Припузов организовал юридическую консультацию Санкт – Петербургской адвокатуры. Он пригласил меня. В это время высшее юридическое образование получили мои сыновья. Они тоже стали адвокатами. Можно сказать, что у нас образовалась династия юристов: сейчас юристом работает моя дочка, внуки, невестки.Расскажите какие дела Вам запомнились?
Вообще-то я специализировался по тяжким и особо тяжким преступлениям: убийства, изнасилование. Первое дело в 1982 году по убийству. Рассматривалось дело в Томпонской районе. Моему подзащитного признали виновным ему назначили наказание в виде 10 лет лишения свободы. Так же помнится я принял участие по делу об убийстве кикбоксера Иванова. В то время я жил в Верхневилюйске. Меня пригласили в Якутск и попросили заняться этим делом. Оно длилось около 5 лет. Очень интересное дело, хотя из-за адвокатской тайны не могу раскрыть всех деталей. Наибольшее из известных дел которое было у меня в карьере дело Хаптасова. Его обвиняли в организации преступного сообщества. Его рассматривали 3, 5 года без остановки, а с учетом предварительного следствия я принимал участие в этом деле около семи лет. Основное обвинение удалось в суде развалить, хотя его осудили по незначительной статье, но освободили по отбытому наказанию.Прокопий Васильевич, скажите, если сравнить качество правосудия в Советское время и сейчас как бы вы их охарактеризовали?
В Советские годы привлекали к уголовной ответственности в основном по 206 статье (хулиганство). Я не помню, чтобы были оправдания. Человека по хулиганке сразу под стражу брали. Оно тогда подписывалась прокурором. Если ему дали условно, то наказывали следователя. Сейчас ситуация незначительно лучше. Но нужно сказать, что в подавляющем количестве дел, которые находятся в суде, основание для обвинения есть. Это связано с жесткой фильтрацией дел на досудебной стадии. Хотя, конечно все подвержено обвинительному уклону, но тем не менее, совсем «липу» в суд стараются не пропускать. Чего не скажешь по делам где имеется «целесообразность». Тогда, к сожалению, суды не особо стараются проявлять независимость…
Что можете посоветовать молодому поколению адвокатов?
Нужно стремится быть принципиальным, честным по отношению к себе и к доверителю. Когда человек сталкивается один на один с обвинением в свой адрес, против него действует мощная государственная машина. Очень часто общество, журналисты и прочее так же настроены против него. Но человек не может остаться в этой ситуации в одиночестве. Должен быть тот, кто поможет донести до суда его мнение. Поэтому не преувеличением будет сказать, что адвокату доверена жизнь человека. Пока не вынесен приговор человек считается невиновным. И действия адвоката должны быть направлены на его защиту. Помните, что если адвокат поступил бесчестно, то судят обо всех адвокатах. Не подводите адвокатское сообщество, не подводите себя!