Сегодня старейший и уважаемый адвокат Якутии – наш гость.
Роберт Павлович родился 19 февраля 1941 года в Якутске. В 1969 году окончил Саратовский юридический институт, получив высшее юридическое образование по специальности «юриспруденция». После окончания вуза поступил на работу в прокуратуру ЯАССР, где проработал до 1984 года.
С 1974 по 1992 годы Роберт Павлович работал юрист-консультантом в Амгинском районе. Жители района очень нуждались в его высококвалифицированной юридической помощи.
В 1992 году Заболоцкий получил статус адвоката.
В 2016 году Роберт Павлович был награжден медалью 1 степени Советом Федеральной палаты адвокатов «За заслуги в защите прав и свобод граждан». Ветеран труда, имеет удостоверение о статусе «Дети войны».
ПЕРВОЕ ДЕЛО
- Это сейчас, чтобы получить статус адвоката, нужно пройти серьезнейший отбор – сдать экзамен. А в наше время никакого экзамена на получение статуса адвоката не было. Мы просто проходили тестирование. Так как у меня за плечами уже был солидный опыт юриста, мне было совсем не сложно.
- Роберт Павлович, правда ли то, что в Амгинском районе вы были чуть ли не одним единственным адвокатом. Так?
- Да. Верно. Сначала я был единственным адвокатом в Амгинском районе. Но после нас, адвокатов, стало больше. В адвокатуру уже стали приходить бывшие следователи и прокуроры района. Мы с семьей жили не в самой Амге, а в селе Бетюнг, поэтому ездил к клиентам по всему району то на попутках, где и пешком ходил.
- Вы помните свое первое дело в статусе адвоката?
- Я работал в основном по уголовным делам. Как помню, это было в Амге. Моим подзащитным был молодой человек, осужденный по нескольким статьям УК РСФСР к лишению свободы. Ему вменили хулиганство, побои, преступление, связанное с оружием. Тогда ко мне обратились его родственники, чтобы я довел это дело до конца. Сначала это дело мне показалось сложным, но изучив его внимательно, я понял, что выход есть. В те времена не было апелляционной инстанции, была только кассация. Я направил кассационную жалобу в Президиум Верховного суда республики, и там мое ходатайство удовлетворили. Дело вернули на новое рассмотрение в ином составе суда. А после был вынесен оправдательный приговор. Это дело было в самом начале моих славных лет.
- И сколько дел вы вели в месяц?
- По пять-семь дел. Мне хватало времени, энергии и сил. Дела были разные, и убийства, в том числе. Но здесь хочу отметить, что моих подзащитных никогда не осуждали на длительные сроки. Например, в моем производстве было такое дело. Ко мне обратился молодой мужчина, которого обвиняли по трем тяжким преступлениям. Ему светили 20 тюремных лет, но в итоге суд назначил ему шесть лет лишения свободы, из которых он отсидел всего четыре года.
- Роберт Павлович, ну, это вы его спасли от длительного срока. А вообще он понимал, что совершил?
- В этом и заключается работа адвоката, чтобы максимально облегчить положение своего подзащитного. Мы, адвокаты, защищаем интересы и права тех, кто к нам обращается за помощью. Понимают ли подзащитные о своих преступлениях? Да. Не все, конечно, но большая часть раскаивается и признает вину.
- А как вы лично относились к подзащитному, если человек реально был опасным душегубом?
- Во время своей работы в прокуратуре, в следствии, в адвокатуре я всегда относился к подозреваемым и обвиняемым по-человечески. Даже, если он убийца и душегуб. Это очень важно в нашей работе, невзирая на личные эмоции, относиться к людям с уважением. Здесь важно самим, в порыве эмоций, не перейти черту. Если человек обратился за помощью, то квалифицированную юридическую помощь ему надо оказать.
- Наверное, в те времена заработки адвокатов были скромные?
- Это сегодня многие адвокаты, тем более, городские получают хорошие гонорары от своих клиентов. В наше время было иначе. Знаете, было даже такое, что над нами, сельскими адвокатами, посмеивались столичные адвокаты, мол, мы работаем за масло. Ну, бывало и такое (Роберт Павлович смеется). Иногда я работал и за простое «спасибо».
«ВРАЧ СКАЗАЛ МНЕ: ТЕБЕ ОСТАЛОСЬ ЖИТЬ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ»
- В 2007 году мне диагностировали рак прямой кишки и мочевого пузыря четвертой стадии. Один из врачей мне прямо сказал: «Тебе осталось жить шесть месяцев». Никакого специального медицинского оборудования тогда не было, МРТ было одно на весь город в Медцентре. По мне проводили три консилиума с участием двух профессоров. Тогда мне было 66 лет, но, как видите, я живу до сих пор. После у меня случился рак уха, но мне отрезали мочку – и все хорошо.
После врачи говорили, что мой стержень и желание жить победили онкологию. Три года назад я перенес инфаркт, плохо слышу, но для своих лет еще держусь. Скоро мне исполнится 84 года.
- Расскажите о своей семье.
- Несколько слов хочу сказать о своем отце – Заболоцком Павле Васильевиче. Он учился в Институте журналистики в Москве, после окончания вуза работал в газете «Кыым». В 1942 году ушел на фронт и не вернулся. Его имя увековечено на мемориальной доске в Доме печати, а также на площади Победы. Моя супруга Александра Ивановна по специальности педагог. Она выпускница Магаданского педагогического института. Всю жизнь работала, но, когда мне поставили неутешительный диагноз – онкологию – она ушла с работы, чтобы заботиться обо мне. У нее за плечами много достижений. Она «Отличник образования», «Учитель учителей», «Почетный ветеран системы образования РС(Я»), занесена в педагогическую энциклопедию Якутии, почетный гражданин Бетюнгского наслега Амгинского района. У нее целый чемодан почетных грамот и благодарностей. Я очень благодарен ей за нашу совместную жизнь, в которой она окутала меня заботой и любовью. Старший сын окончил юридический факультет, но свою жизнь с юриспруденцией связывать не стал. Вместе с супругой занимаются бизнесом. Младший сын, к сожалению, погиб в результате несчастного случая. Внучка Айна окончила московский вуз, после чего была приглашена работать в Государственную Думу в партию ЛДПР. После она работала в «Норникеле», а сейчас она проживает в Санкт-Петербурге. У нас три взрослых внука, один из которых окончил Институт экономики и финансов при Президенте РФ, второй внук окончил АГАТУ, третий геологический факультет ЯГУ. Кстати, хочу сказать, что я не только счастливый дед, но и прадед. Сын и внуки нас навещают, уделяют нам внимание. Жаловаться мне не на что.
- Роберт Павлович, какие у вас правила жизни?
- Всегда быть честным. Во всем. Никогда не сдаваться. Идти вперед и побеждать!
Екатерина ЧЕМЕЗОВА