Новости палаты

Правозащитник Заболоцкий

14 февраля 2025 г.

Новости палаты
19 февраля старейшему адвокату Амгинского района  Республики Саха (Якутия) Роберту Павловичу Заболоцкому исполняется 84 года.
30 лет он отдал адвокатуре, защищая права и свободы своих подзащитных. «Я всегда требовал от молодых юристов уважения к требованию закона, соблюдения законности, справедливости и обоснованности принимаемых решений», - говорит правозащитник Заболоцкий. В 2018 году Роберт Павлович подал личное заявление о прекращении статуса адвоката. Несмотря на то, что сегодня Заболоцкий находится на заслуженном отдыхе, он продолжает следить за работой своих молодых коллег.


Сегодня старейший и уважаемый адвокат Якутии – наш гость.

Роберт Павлович с супругой

Справка:


Роберт Павлович родился 19 февраля 1941 года в Якутске. В 1969 году окончил Саратовский юридический институт, получив высшее юридическое образование по специальности «юриспруденция». После окончания вуза поступил на работу в прокуратуру ЯАССР, где проработал до 1984 года.
С 1974 по 1992 годы Роберт Павлович работал юрист-консультантом в Амгинском районе. Жители района очень нуждались в его высококвалифицированной юридической помощи.
В 1992 году Заболоцкий получил статус адвоката.
В 2016 году Роберт Павлович был награжден медалью 1 степени Советом Федеральной палаты адвокатов «За заслуги в защите прав и свобод граждан». Ветеран труда, имеет удостоверение о статусе «Дети войны».


ПЕРВОЕ ДЕЛО
- Это сейчас, чтобы получить статус адвоката, нужно пройти серьезнейший отбор – сдать экзамен. А в наше время никакого экзамена на получение статуса адвоката не было. Мы просто проходили тестирование. Так как у меня за плечами уже был солидный опыт юриста, мне было совсем не сложно.
- Роберт Павлович, правда ли то, что в Амгинском районе вы были чуть ли не одним единственным адвокатом. Так?
- Да. Верно. Сначала я был единственным адвокатом в Амгинском районе. Но после нас, адвокатов, стало больше. В адвокатуру уже стали приходить бывшие следователи и прокуроры района. Мы с семьей жили не в самой Амге, а в селе Бетюнг, поэтому ездил к клиентам по всему району то на попутках, где и пешком ходил.
- Вы помните свое первое дело в статусе адвоката?
- Я работал в основном по уголовным делам. Как помню, это было в Амге. Моим подзащитным был молодой человек, осужденный по нескольким статьям УК РСФСР к лишению свободы. Ему вменили хулиганство, побои, преступление, связанное с оружием. Тогда ко мне обратились его родственники, чтобы я довел это дело до конца. Сначала это дело мне показалось сложным, но изучив его внимательно, я понял, что выход есть. В те времена не было апелляционной инстанции, была только кассация. Я направил кассационную жалобу в Президиум Верховного суда республики, и там мое ходатайство удовлетворили. Дело вернули на новое рассмотрение в ином составе суда. А после был вынесен оправдательный приговор. Это дело было в самом начале моих славных лет.
- И сколько дел вы вели в месяц?
- По пять-семь дел. Мне хватало времени, энергии и сил. Дела были разные, и убийства, в том числе. Но здесь хочу отметить, что моих подзащитных никогда не осуждали на длительные сроки. Например, в моем производстве было такое дело. Ко мне обратился молодой мужчина, которого обвиняли по трем тяжким преступлениям. Ему светили 20 тюремных лет, но в итоге суд назначил ему шесть лет лишения свободы, из которых он отсидел всего четыре года.
- Роберт Павлович, ну, это вы его спасли от длительного срока. А вообще он понимал, что совершил?
- В этом и заключается работа адвоката, чтобы максимально облегчить положение своего подзащитного. Мы, адвокаты, защищаем интересы и права тех, кто к нам обращается за помощью. Понимают ли подзащитные о своих преступлениях? Да. Не все, конечно, но большая часть раскаивается и признает вину.
- А как вы лично относились к подзащитному, если человек реально был опасным душегубом?
- Во время своей работы в прокуратуре, в следствии, в адвокатуре я всегда относился к подозреваемым и обвиняемым по-человечески. Даже, если он убийца и душегуб. Это очень важно в нашей работе, невзирая на личные эмоции, относиться к людям с уважением. Здесь важно самим, в порыве эмоций, не перейти черту. Если человек обратился за помощью, то квалифицированную юридическую помощь ему надо оказать.
- Наверное, в те времена заработки адвокатов были скромные?
- Это сегодня многие адвокаты, тем более, городские получают хорошие гонорары от своих клиентов. В наше время было иначе. Знаете, было даже такое, что над нами, сельскими адвокатами, посмеивались столичные адвокаты, мол, мы работаем за масло. Ну, бывало и такое (Роберт Павлович смеется). Иногда я работал и за простое «спасибо».



«ВРАЧ СКАЗАЛ МНЕ: ТЕБЕ ОСТАЛОСЬ ЖИТЬ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ»
- В 2007 году мне диагностировали рак прямой кишки и мочевого пузыря четвертой стадии. Один из врачей мне прямо сказал: «Тебе осталось жить шесть месяцев». Никакого специального медицинского оборудования тогда не было, МРТ было одно на весь город в Медцентре. По мне проводили три консилиума с участием двух профессоров. Тогда мне было 66 лет, но, как видите, я живу до сих пор. После у меня случился рак уха, но мне отрезали мочку – и все хорошо.
После врачи говорили, что мой стержень и желание жить победили онкологию. Три года назад я перенес инфаркт, плохо слышу, но для своих лет еще держусь. Скоро мне исполнится 84 года.
- Расскажите о своей семье.
- Несколько слов хочу сказать о своем отце – Заболоцком Павле Васильевиче. Он учился в Институте журналистики в Москве, после окончания вуза работал в газете «Кыым». В 1942 году ушел на фронт и не вернулся. Его имя увековечено на мемориальной доске в Доме печати, а также на площади Победы. Моя супруга Александра Ивановна по специальности педагог. Она выпускница Магаданского педагогического института. Всю жизнь работала, но, когда мне поставили неутешительный диагноз – онкологию – она ушла с работы, чтобы заботиться обо мне. У нее за плечами много достижений. Она «Отличник образования», «Учитель учителей», «Почетный ветеран системы образования РС(Я»), занесена в педагогическую энциклопедию Якутии, почетный гражданин Бетюнгского наслега Амгинского района. У нее целый чемодан почетных грамот и благодарностей. Я очень благодарен ей за нашу совместную жизнь, в которой она окутала меня заботой и любовью. Старший сын окончил юридический факультет, но свою жизнь с юриспруденцией связывать не стал. Вместе с супругой занимаются бизнесом. Младший сын, к сожалению, погиб в результате несчастного случая. Внучка Айна окончила московский вуз, после чего была приглашена работать в Государственную Думу в партию ЛДПР. После она работала в «Норникеле», а сейчас она проживает в Санкт-Петербурге. У нас три взрослых внука, один из которых окончил Институт экономики и финансов при Президенте РФ, второй внук окончил АГАТУ, третий геологический факультет ЯГУ. Кстати, хочу сказать, что я не только счастливый дед, но и прадед. Сын и внуки нас навещают, уделяют нам внимание. Жаловаться мне не на что.



- Роберт Павлович, какие у вас правила жизни?
- Всегда быть честным. Во всем. Никогда не сдаваться. Идти вперед и побеждать!


Екатерина ЧЕМЕЗОВА